Поделиться

«Инклюзивное образование полезно для всего общества»

Координатор отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива» Анна Михайленко рассказала «Ъ», как работает совместный проект нашей организации ЕС и что сейчас происходит в России в области инклюзивного образования, а также меняется ли отношение учителей, директоров общеобразовательных школ, обычных школьников и их родителей к детям с инвалидностью.

«Наша главная задача — ​донести до общества, что инклюзивное образование полезно не только для детей с инвалидностью, но и для всего общества в целом. Мы хотим подготовить школьное сообщество, да и вообще все общество к тому, что в школу и в университет может прийти ребенок с инвалидностью и он может быть равным членом нашего общества. Чем раньше начнется это просвещение, тем быстрее люди привыкнут к тому, что есть рыжие, брюнеты, блондины, в очках, без очков — ​есть и люди с инвалидностью, и они точно такие же, как и мы.
В 2012 году у нас приняли новый закон об образовании, по которому любой ребенок с инвалидностью может пойти учиться в общеобразовательную школу, а школьная администрация должна создать определенные условия. Это все звучит очень хорошо и благородно, но на самом деле пока школы не готовы: часто доступная среда заканчивается пандусом, который построен у школы. А как ребенок на коляске будет передвигаться по этажам, об этом уже не думают. Но самое главное — ​не подготовлено школьное сообщество, не подготовлены учителя. По большому счету самое легкое — ​это создать условия для ребенка, у которого проблемы опорного характера: ему нужны именно архитектурные условия, и он будет успешно учиться.
Но сейчас самый большой пласт — ​это дети с ментальными проблемами: аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна. Таких детей учителя боятся из-за того, что не знают, как с ними взаимодействовать.
Еще учителя и родители сетуют на то, что дети жестокие, и говорят, что если к ним придет ребенок с инвалидностью, ему будет некомфортно, например, его будут обзывать. Но на самом деле это не так. Это стереотипы, которые живут в обществе и которые навязываются в том числе и учителями, и родителями. И есть также родители детей без инвалидности, которые против того, чтобы к ним в класс пришел ребенок с особенностями. Они говорят, что внимание учителя будет сконцентрировано на особом ребенке, а их дети будут страдать от его недостатка».

Источник: http://eu.kommersant.ru/inkluziv/