Поделиться

Обычная жизнь особенных людей

Доброго сердца хватит на всех Этой проблемой Радина БАТПЕНОВА заинтересовалась ещё в 2016 году. Молодая девушка после окончания Академии искусств имени Жургенова в Алматы работала некоторое время в южной столице. Но в 2015 году вернулась в Актобе. Сама Радина родом из Кандыагаша. – В Актобе я преподавала изобразительное искусство в университете, потом давала частные уроки, – рассказывает художница. – Позже ко мне обратились мамы особенных деток с просьбой, чтобы я с ними позанималась. Опыта работы с такими детьми у меня не было, и я долго сомневалась, боясь, что просто не справлюсь. Я, с сомнением в своих способностях, согласилась, потому что просто не могла отказать этим ребятам. Привыкала к «детям Солнца» Радина постепенно. Радовало, что пришли не все сразу, так у девушки было время узнать поближе каждого, понять, как с ними себя вести, чтобы было комфортно и ей, и её ученикам. – Я даже не знала, как начать урок, но желание сделать доброе дело для особенных деток оказалось сильнее, – призналась Радина. – Я поняла, что нужно к делу подойти немного серьёзнее, и подала заявку на республиканский грант на открытие студии для работы с особенными детьми. Заявку одобрили в 2017 году и выделили нам средства. На них мы смогли купить всё необходимое для мастерской. Активно стали работать и меньше чем за год собрали более 100 лучших рисунков моих особенных ребят. Радина Батпенова организовала из лучших картин своих учеников выставку, которую смогли увидеть любители и профессионалы изобразительного искусства. Многие отметили, что работы уникальны, и необходимо их продвигать на более масштабные выставки. Особенное творчество – У меня учатся ребята с разными диагнозами, поэтому мир они видят тоже под разным углом, – отметила Радина. – Например, ребята с аутичными наклонностями видят картину с трёх сторон и изображают её в трёх ракурсах сразу. Дети с синдромом Дауна подходят к процессу творчески: рисуют мазками, ляпами, линиями, передают настроение цветом, чаще изображают абстракцию. У каждого свой темперамент и, соответственно, выработался свой стиль. Я, не зная автора рисунка, могу с точностью сказать, кто из моих ребят это рисовал. Радина отмечает, что с некоторыми детками приходилось особенно тяжело, и она переживала, что её труд напрасен. – У меня были ребята неуправляемые, за ними нужен был постоянный контроль, – вспоминает художница. – Я отчаялась, что всё, что я делаю – напрасный труд. Что так рисовать они могут и дома – подбежать на несколько секунд, что-то намазать и побежать дальше громить всё вокруг. Но потом, когда родители звонили и рассказывали, что у ребёнка проявляется интерес к рисованию, что у него появилась своя манера рисования, я понимала, что это и есть успех. Просто его сложно заметить сразу. Радина поделилась, что работать с особенными детками сложнее, так как долго приходится ждать результат учительских стараний, но с ними работать гораздо интереснее, так как они выдают совсем непохожие идеи и нестандартные решения. Для искусства это очень важно. – Я выставляю интересные рисунки на форумах художников разных стран, и все они отмечают, что картины особенных детей нужно выставлять на всеобщее обозрение, – говорит учитель. – Было бы неплохо, если бы кто-то взялся проспонсировать выставку этих работ, ведь они уникальны и особенны, как и их авторы.

Мамы бьются за досуг детей – К Радине ходят разные ребята – с синдромом Дауна, страдающие аутизмом и с другими диагнозами. Вот у моего сына – задержка психоречевого развития, – поделилась Тамара ДАЛЬЯН. – Саше 28 лет, он говорит только с теми, кого очень хорошо знает. В новой компании он замкнут. Но к занятиям по рисованию у него огромный интерес. Может быть, если бы у нас было что-то ещё для особенных людей, мы бы проявили интерес и к другим занятиям. Но, к сожалению, в Актобе таких мест не так много. Тамара Ивановна поделилась, что всё, что делается для их детей, происходит благодаря энтузиазму мам. Они сами ищут преподавателей, платят им за занятия, чтобы хоть чем-то занять своих уже далеко не школьников. Особенных детей, достигших совершеннолетия, в Актобе очень много, и всем им просто необходимо общение друг с другом, саморазвитие. – Мой ребёнок выпустился из 7-й школы в 20 лет, сейчас нам 27, – присоединилась к разговору мама Ирина ХИСЯМЕТДИНОВА. – И чтобы хоть как-то занять сына и обеспечить ему интересную жизнь, я хватаюсь за любую возможность его саморазвития. Мой Ильдар очень общительный в любой ситуации, тут ребята вообще на одной волне. Ильдар ходит ещё на танцы и на дополнительные занятия по школьной программе. Дополнительные занятия организовали сами мамы, нашли преподавателя, который согласился за символическую плату заниматься с нашими детками. Сложности были с помещением, потом и этот вопрос решился. Нам предоставили совершенно бесплатно зал в церкви адвентистов седьмого дня. Несмотря на то, что Ильдар не различает дни недели, он чётко знает, когда у него танцы, а когда – рисование, поэтому с вечера сам собирает себе пакет с необходимыми для занятий вещами. Для него это большая радость и возможность получить новые впечатления и необходимое общение. Взрослые всё ещё дети Мамы всегда радуются успехам своих детей. Одним важно, чтобы их ребёнок хорошо учился и устроился на престижную работу, другие счастливо разглядывают рисунки своих взрослых детей, пытаясь найти в них ответы на все вопросы. – Мой ребёнок молчит, но он постоянно с нами общается, – говорит Ирина Юрьевна. – В своих рисунках, эмоциях, танцах, объятиях, во взгляде. Я вижу его успехи даже в мелочах. Когда Ильдар весь вечер наблюдал в окно за закатом, а потом с точностью передал цвета увиденной красоты на листке бумаги – я понимаю, что он чувствует, что он видит красоту жизни. Когда он был младше, он просто замирал, когда слышал симфоническую музыку. Пропускал её через себя, она отражалась на его лице и в глазах. Ирина Юрьевна и Тамара Ивановна – уже достаточно опытные мамы, которые на протяжении 28 лет постоянно занимаются со своими детьми, учат их познавать мир по-своему. Поэтому они успели понять, насколько важно оторваться от всех проблем и страданий и просто научиться радоваться вместе со своим ребёнком. Новой картинке, музыке, закату, чувствам.

Источник: http://www.rikatv.kz/evrika/articles/obychnaya-zhizn-osobennykh-lyudey.html