Поделиться

РЫЖЕНКОВА АЛЕКСАНДРА ОЛЕГОВНА: «ЖИЗНЬ С ВЕРОЙ»

Ну,  что я имею сказать по этому вопросу… Вероятно, истина где-то рядом. К сожалению, в наших ВУЗах до сих пор учат по учебникам, написанным на основании исследований, проводимых на детях, которые живут в Домах Ребенка и интернатах, в качестве сомнительного утешения оставляя им лишь добродушие.  Да, там они действительно медленно развиваются и зачастую гибнут, не дожив до совершеннолетия, не научившись говорить, читать и писать.

И в тоже время появляется все больше и больше статей и видео, герои которых, несмотря на синдром Дауна, учатся, путешествуют, снимаются в кино, поют, танцуют, работают и выглядят совершенно довольными собой и миром.

Что до меня, я увидела Веру на фотографии в базе данных детей, подлежащих семейному устройству (прошу прощения за казенную формулировку) и пропала. Пару месяцев я терроризировала волонтеров, имеющих доступ в детский дом, где она жила, узнавая, что ребенок знает и умеет. Потом я принялась за своих родных. Уговорить мужа и старшего сына оказалось непростым делом. В восторге от этой затеи была только восьмилетняя дочка, но, понятно, что она меньше всех понимала последствия этого поступка.

Конечно, при личной встрече, разница с фотографиями оказалась огромной. На фото лучилась улыбкой прелестная девочка с лукавыми глазенками, а вживую Вера оказалась крошечным угрюмым троллем, который не шел на руки  и недоверчиво смотрел из-под густых бровей. Директор детского дома, скептически на меня глядя, рассказала о тяжелом характере девочки, ее упрямстве и необучаемости.  На мой испуганный вопрос:

— А сможет ли Вера в дороге хотя бы попроситься в туалет?

Директор отрезала:

-Что вы! Этот ребенок не говорит, и не рассчитывайте, что когда-нибудь заговорит. И вообще, зачем вы ее берете? Выберете кого-нибудь более сохранного. Этот ребенок не поймет даже, что вы его забрали домой. Ей совершенно все равно где жить!

В карточке Веры стоял диагноз «тяжелая умственная отсталость». Это значило, что ей светил отдаленный областной интернат, безо всяких перспектив обучения и реабилитации.

Забегая вперед, скажу, что фотографии оказались пророческими. Вот тут-то я поняла смысл выражения: «Красота в глаза смотрящего.» Потому что сейчас Вера- очаровательная лукавая хохотушка.

Мы приехали домой, и начались будни. Да, адаптация была, но, как говорится, не ужас-ужас.  Это непросто, когда дома появляется готовый семилетний ребенок, который боится магазинов, кота, собак, готов часами качаться на качелях, а ты, к тому же совершенно не знаешь, что, из сказанного тобой, этот ребенок в состоянии понять. Однако, уже самая первая неделя показала, что нам сказочно повезло. Вера все понимала и, сюрприз, говорила. Один момент я, наверное, не забуду никогда.

Мы с Верой пили на кухне чай. Это был один из ее первых дней дома, она все время что-то лопотала-лопотала, и я очень устала от напряжения, с которым я пыталась ее понять. И вот Вера продолжает говорить, а я сижу и уже просто киваю:

-Да, Вера..

-Угу…

-Ммм…

То есть просто исполняю долг вежливости. И вдруг Вера слезает со своего стула, берет меня обеими ладошками за щеки и, глядя в глаза, с неимоверным напряжением произносит:

-Не понимаешь?

Честное слово, меня, как молнией ударило, и, по-моему, я даже расплакалась.

-Нет,- говорю, — Вера, прости. Почти ничего не понимаю!

И начинаю говорить, что вот сейчас, Вера, мы начнем заниматься с логопедом,  ты научишься хорошо говорить и все такое.

Источник: http://nashiistorii.ru/konkurs/2017/nominatsii/semya-s-neogranichennymi-vozm/11-ryzhenkova-aleksandra-olego/?auth_service_id=Facebook&auth_service_error=1&backurl=%2Fkonkurs%2F2017%2Fnominatsii%2Fsemya-s-neogranichennymi-vozm%2F11-ryzhenkova-aleksandra-olego%2F