Поделиться

Замечательная статья о братьях и сестрах «»особых»» детей

Главное, что нужно помнить, — что братья и сестры «особых» детей тоже нуждаются в особом подходе. «Обычный» ребенок так же остро может чувствовать боль от того, что его братик/сестренка родились нездоровыми, а также ему приходится приспосабливаться к страдающему и уставшему родителю.

Неправильное отношение брата/сестры к ребенку с инвалидностью может привести к возникновению проблем как для того, так и для другого малыша. Например, если вы наказываете обычного ребенка за что-то, а ребенка-инвалида за тот же проступок не наказываете, это неизбежно вызовет вопросы и, наверное, гнев вашего обычного сына/дочки.
Конечно, ребенок с инвалидностью будет получать больше внимания. С этим надо научиться жить.
Но в том, чтобы быть братом/сестрой «особого» ребенка, есть свои преимущества! У них есть возможность научиться терпимости, верности, преданности, узнать о том, что в жизни по-настоящему важно, а что — шелуха.
Так, в Германии самый известный актер с синдромом Дауна Бобби Бредлов успешно двигается по жизни вместе со свом старшим братом. Старший пишет о Бобби книги, сценарии фильмов, а Бобби в них снимается.

Как показывают исследования психологов, отношения между «особым» ребенком с и его «обычным» братом/сестрой в целом мало отличаются от взаимоотношений «обычных» деток. Тут есть место нежности, взаимной поддержке и любви, а также ревности, соперничеству, зависти, гневу… Многое зависит от отношения родителей. «Обычные» дети могут задумываться, что не в порядке с ними самими, если их брату (сестре) уделяют настолько больше внимания? Чтобы исправить эту «несправедливость», они могут начать вести себя вызывающе или, наоборот, стараться стать примерным во всех отношениях ребенком. Они могут чувствовать себя виноватыми, что у них все в порядке, а могут стесняться показать своего брата или сестру одноклассникам. Согласно масштабному исследованию, проведенному в США, примерно половина детей, выросших в доме с умственно отсталым братом/сестрой, чувствуют себя ущемленными, а половина — обогащенными таким опытом.
Пишет Террелл Дуган, старшая сестра: «Но, в конце концов, разве не любое событие в вашей жизни приносит примерно половину позитива, половину негатива? …Меня смущало, когда соседи называли мою сестру «тупица». Вместе с тем, я научилась справляться со своими чувствами, со своим смущением — теперь я не стесняюсь, могу выступать на сцене, перед людьми. Я научилась состраданию и терпению, живя бок о бок с сестрой. Я научилась чувствовать себя виноватой, если срывалась, когда она меня раздражала, и научилась справляться с повышенным чувством вины.» «Я научилась принимать сестру такой, какая она есть».

Важно научить «обычного» сына/дочь, что каждый имеет право на жизнь. Родители подают пример того, как надо относиться к особому ребенку, словом и делом. В любой семье каждого ребенка надо хвалить и ругать, если он того заслуживает, каждому ребенку нужно уделять время. Мы хотим, чтобы «особый» ребенок был как можно более независимым, относился к миру с доверием, чувствовал себя защищенным. Этого же мы хотим для своих «обычных» детей.
Берите с собой всех детей, когда идете в музей, театр, кино — куда-то вне «инвалидного» мира. У каждого ребенка должны быть свои собственные обязанности по дому. Что касается особых занятий и ухода за ребенком-инвалидом, эта ответственность должна быть распределена между всеми членами семьи.
Что делать родителю?
Вы как родители можете показать брату/сестре своего ребенка с особыми потребностями, как важен этот ребенок для вашей семьи, показать конструктивные и приемлемые способы выражать свои чувства и сообщать также о своих потребностях.
Вот какие пожелания сформулировали американские братья и сестры «особых детей». Итак, родители по их мнению должны:
— быть открытыми, говорить правду;
— не сваливать слишком много обязанностей по уходу за ребенком-инвалидом на брата/сестру;
— принять как факт то, что ребенок — особый;
— выделять отдельное время на общение с «обычным» ребенком;
— позволять братьям и сестрам самим разрешать возникшие между ними разногласия;
— хвалить ВСЕХ сестер, братьев;
— принимать других детей, друзей семьи в своем доме;
— прислушиваться к «обычным» детям — обязательно слушать их, —— — побуждать их делиться с вами, в т.ч. и проблемами.
Спрашивайте, что ребенку больше всего нравится и что больше всего не нравится в его сестре/брате. Дайте понять, что иногда «обычный» ребенок может быть раздосадован из-за поведения «особого» ребенка, что это нормально, — иногда родители чрезмерно стыдят своих обычных детей, если те ссорятся с особыми.
— делать так, чтобы «особый» ребенок как можно больше делал для себя сам;
— включать всех детей в какие-то семейные события;
— уделять особое внимание «обычным» детям в моменты кризисов;
— ценить в каждом ребенке его индивидуальные качества, заслуги;
— при необходимости организовать консультации психолога для «обычного» ребенка. В случае, если вы отмечаете у вашего обычного ребенка нарушения сна или аппетита, настроение безнадежности и беспомощности, повышенную раздражительность, депрессию, нарушения концентрации, низкую самооценку, потерю интереса к хобби и т.п., разговоры о самоубийстве или членовредительстве (или замечания типа «лучше бы я умер»), проблемы при расставании с родителями, боязнь идти в школу, перфекционизм, повышенная тревожность, слезливость, психосоматические боли в желудке или головные боли, — если эти симптомы продолжаются более 2 недель, время обращаться за помощью. Для начала можно попробовать дать ребенку возможность пообщаться с братьями и сестрами других детей с тем же диагнозом.

Доктор Деренда Тиммонс Шуберт отмечает в книге Адель Фэйбер и Элейн Мазлиш «Братья и сестры без соперничества» следующие аспекты, относящиеся к братьям и сестрам «особых» детей.
— Концентрируйтесь на том, что ребенок МОЖЕТ сделать, а не на его инвалидности. Поощряйте то, что он МОЖЕТ.
— Признавайте, что все дети имеют право иметь свое отношение к особому ребенку. Иногда бывает трудно реагировать, если обычный ребенок негативно отзывается об «особом» брате или сестре.
Но детям надо знать, что они не должны скрывать свое раздражение. В случае когда раздражение проговаривается, обсуждается родителями и детьми, оно не будет трансформироваться в физическую агрессию по отношению к сестре/брату, игнорирование его или психосоматические боли в желудке, головные боли.
— Старайтесь не сравнивать детей, даже когда это сравнение будет в пользу одного из них, для похвалы. Ребенок должен чувствовать себя уникальным.
— Не навязывайте детям определенных ролей. Если у одного из детей хорошо получается петь, рисовать или танцевать, хвалите его и поощряйте развитие его таланта, но при этом давайте другим детям понять, что и они могут заниматься творчеством, что для этого не обязательно быть таким выдающимся танцором или художником, как их брат/сестра.
Не употребляйте подобных фраз: «Он наш спортсмен», «Она никогда не доставляет нам никаких неприятностей».

— Не волнуйтесь о том, что не получается уделять каждому ребенку РАВНОЕ количество времени. Сосредоточьтесь на том, что необходимо каждому ребенку, дайте им понять, что каждый из них уникален.

Чему учатся братья и сестры «особых детей»
Зрелость
Многие братья и сестры «особых» детей раньше взрослеют.
«С тех пор, как родилась моя сестра, наша семья объединилась, нам надо было работать всем вместе. Мне нравилось чувствовать себя частью этой команды» (Хизер, 14 лет)

Представление о себе, самооценка, опыт общения
Исследования показали, что в целом самооценка братьев и сестер «особых» деток такая же, как у их ровесников. Вместе с тем, братья и сестры «особых» часто лучше умеют общаться.
«Когда я вместе с мамой еду к врачу, лечащему брата, я всегда задаю врачу свои вопросы об аутизме» (Брайан, 11 лет)

Понимание того, что происходит, внутреннего мира
У братьев и сестер «особых» есть возможность научиться понимать, что многое, что мы принимаем как должное, на самом деле — дар. Часто, когда говоришь с такими братьями и сестрами, поражаешься их мудрости и прозорливости.
«Хотя моя сестра не разговаривает, я знаю, что она думает. Она показывает это взглядом. Люди могут говорить и общаться многими способами. Не обязательно языком». (Мэри, 10 лет)

Терпимость
Братья и сестры «особых» детей терпимее относятся к различиям (разного рода) между людьми. Они видят, как иногда к их брату/сестре относятся с предубеждением, и стараются сами воспринимать других без предубеждений.
«С инвалидами надо так же обращаться, как с другими людьми. Они же тоже люди!» (Молли, 9 лет)

Гордость
Многие братья и сестры «особых» детей гордятся своей семьей и достижениями своих «особых» братьев/сестер.
«Сегодня мой братик сказал, какой у него любимый цвет! Это одно из его первых слов!! Теперь мы знаем, что ему нравится!» (Катрина, 10 лет)

Преданность
Братья и сестры могут всячески выражать свою преданность «особому ребенку». Они могут драться, ругаться, как любые дети, но они будут заступаться за своего «особого» братишку или сестренку, стараться не давать его или ее в обиду.
«Я так злюсь, когда дразнят мою сестру. Мне можно ее дразнить, а им нельзя. Они ее обижают, а я просто поддразниваю. Я всегда говорю: оставьте ее в покое!» (Джастин, 8 лет)

Источник: http://www.semya-rastet.ru/