Поделиться

Будущее для солнечных детей

Дети с синдромом Дауна развиваются по своему, особому пути. Чтобы научить их говорить,лепить из пластилина, рисовать или готовить, требуется больше времени и специальныеподходы. Зато они вполне могут пойти в обычный детский сад, школу, а потом найти себе занятие по душе и с удовольствием трудиться. Именно этим обучением и адаптациейзанимаются специалисты в нижегородском инновационном центре «Сияние», а помогаютим студенты Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС. Их проект по профориентации детей с синдромом Дауна был отмечен на всероссийском конкурсе предпринимательских проектов среди студентов Enactus Russia – 2018, который состоялся в Москве.

Школа профориентации

Всего в полуфинале всероссийского конкурса приняли участие 23 команды, прошедшие предварительный отбор на региональных конкурсах.

В национальном полуфинале всероссийского конкурса предпринимательских проектов среди студентов Enactus Russia – 2018 команда вуза одержала победу в двух номинациях и вошла в шестерку лучших проектных команд страны. Жюри особо отметило проект «Будущее солнца», направленный на профориентацию и помощь детям с синдромом Дауна. На базе инновационного центра «Сияние» студенты организуют для ребят с особенностями развития мастер-классы по кулинарии, актерскому мастерству, кинологии. В этом году к уже действующим направлениям добавились флористика, растениеводство, фотография, а также модельное направление.

– Длится проект два года, а такое название носит потому, что детей с синдромом Дауна называют солнечными. Ранняя профориентация важна для их будущего намного больше, чем для детей без особенностей, – рассказала куратор проекта «Будущее солнца» Полина Сидлерова, студентка четвертого курса факультета управления НИУ – филиала РАНХиГС.

Особый подход

В проекте постоянно участвуют шесть студентов вуза, а также все желающие учащиеся НИУ – филиала РАНХиГС, которые хотят попробовать себя в качестве волонтеров.

– Какие-то мастер-классы мы ведем сами, например занятия по кулинарии и флористике. А дляпроведения других приглашаем специалистов, например кинологов, – продолжила рассказ Полина Сидлерова. – Ребята с синдромом Дауна – очень творческие, не зря же в Москве есть театр, все актеры которого — с третьей 21-й хромосомой. Мы подумали: почему бы нашим детям тоже не проявить себя в качестве актеров? Поэтому одно из направлений проекта «Будущее солнца» – театральное мастерство.

По словам Полины Сидлеровой, особые дети требуют и особого подхода в обучении, ведь они не могутдолго удерживать внимание на каком-то задании. Так что занятия, например, по кулинарии должны быть не очень длинные, а блюда не очень сложными. Дети учатся на них готовить салаты, бутерброды, канапе, конфетки и другие простые вкусности.

В проекте «Будущее солнца» больше всего школьников 7–12 лет, но есть и малыши 3–4 лет, и у нихтоже все получается. Есть и совсем взрослые ребята 16–17 лет. Многие дети приходят на мастер-классы с родителями, братьями и сестрами.

– Дети с синдромом Дауна для нас – это такие же дети, просто с небольшой особенностью, – считает Полина. – Мы очень сдружились, они ждут нас и радуются нашему приходу. Эти детки очень добрые, ранимые и нежные. А еще они очень открытые и любят обниматься.

Помогать – это здорово

Чтобы проект мог участвовать в конкурсе предпринимательских проектов Enactus Russia – 2018, пришлось придумать для него небольшую бизнес-составляющую. На одном из занятий дети рисовали открытки, лучшие из которых распечатали в типографии и продавали на различных нижегородских и российских мероприятиях. А на заработанные деньги закупали продукты для уроков кулинарии. Но все же проект «Будущее солнца» больше социальный, чем предпринимательский.

– Когда я была на первом курсе, мы делали проект под названием WeDDecor. Проводили для жителей, среди которых были в основном пожилые женщины, мастер-классы по изготовлению свечек, по скрап-букингу, – рассказала Полина. – Сколько добрых эмоций я получала от этих милых бабушек! Когда помогаешь людям, в ответ получаешь столько благодарности, такой заряд позитива, что очень вдохновляет. Видимо, поэтому у меня и лежит душа к социальным проектам.

В этом году Полина оканчивает вуз и готовится к реализации своего собственного бизнес-проекта.

– Моя профессия — государственное и муниципальное управление, но я пока себя в ней не вижу, – призналась девушка. – Сейчас я работаю над проектом собственной кофейни-оранжереи, которая должна стать одним из самых атмосферных мест Нижнего Новгорода и привлекать всех творческих, и не только, людей. Возможно, в этом месте найдется работа и для людей с синдромом Дауна.

Немного о конкурсе

Что касается других проектов, которые вышли в финал Enactus Russia – 2018, то Полина отметила идею вторичного использования ткани для пошива игрушек, которую реализуют студенты из Владимира. В рамках проекта семьи, находящиеся в тяжелом материальном положении, обучаются изготовлению игрушек и вещей из вторсырья в народном стиле, которые потом продают на ярмарках.Также интересный проект привезли ребята из Таганрога, где создан тактильный музей для слабовидящих людей. В экспозиции музея 3D-модели всемирно известных зданий, например Московского кремля, так что люди с ограниченными возможностями могут не только узнать об их истории от гида, но и «увидеть» их руками. По мнению куратора «Будущего солнца», такие проекты очень вдохновляют.

– Грантовой поддержки победа в конкурсе не предполагает, это скорее информационная поддержка, которая тоже очень важна, – рассказала Полина Сидлерова.

Кстати, в марте это проект студентов НИУ – филиала РАНХиГС получил награды на третьем городском конкурсе-экспозиции социальных проектов «Генератор-2018», организованном администрацией Нижнего Новгорода. Он стал лучшим в номинации «Социальный стартап».

Умения обязательно пригодятся

Мама особенного ребенка Андрея и помощник для новых семей инновационного центра «Сияние» Светлана Скоропостижная считает проект «Будущее солнца» очень нужным и полезным.

– Моему сыну 11 лет, и он с удовольствием участвует в кулинарных мастер-классах, – рассказала Светлана. – Во-первых, здорово делать что-то в компании, а потом вместе это пробовать и угощатьгостей нашего центра. Во-вторых, детям очень нравится общение с новыми людьми — студентами, они учатся общаться, узнают новое. А для студентов это тоже своего рода обучение — толерантности, это формирование нового общественного мнения, что люди с ограниченными возможностями тоже могут быть интересны, с ними можно и нужно общаться и дружить.

Для людей с синдромом Дауна очень перспективна работа в сфере обслуживания, например младшим обслуживающим персоналом в кафе или гостиницах или озеленителями. Они очень консервативны, не любят перемен и способны долго заниматься рутинным трудом. Поэтому такие мастер-классы,безусловно, им очень полезны. И если даже в профессиональном плане не пригодятся, то в быту точно не помешают.

– У меня трое детей, на проект ходят двое — семилетний сын без особенностей и 10-летняя дочь, у которой синдром Дауна, – рассказывает еще одна мама – Ольга Еминцева. – Что им нравится больше всего? Конечно, занятия по приготовлению блюд. Наши дети очень любят делать что-то вместе, а потом угощать гостей нашего центра. Их похвалы для них лучший стимул! Еще моим ребятам нравятся занятия по флористике, где их учат сажать цветы, делать икебаны, рассказывают о полезныхрастениях. Мы ходили также на забавный мастер-класс по кинологии. Специалисты привели к намогромного дога размером с теленка, и это точно было одним из самых ярких впечатлений. Ребята сначала побаивались, но в итоге им понравилось отдавать ему команды, которые он исполнял.Понравились и другие мастер-классы, например по фотографии, модельному делу. Моя дочка, как все девчонки, любит наряжаться, фотографироваться, поэтому она их особо оценила. А еще она любит танцевать. В Москве есть студия «Танцующий дом», где занимаются ребята с синдромом Дауна. Они выступают на конкурсах, получают призы. Теперь наша мечта — организовать в нашемнижегородском центре студию танца.

А если говорить о расширении направлений проекта «Будущее солнца», то мамы хотели бы ввести занятия, где детей учили бы вести себя в разных местах: банке, торговом центре и т. д. А ещенеплохо бы преподавать ребятам основы ОБЖ, чтобы они увереннее чувствовали себя в обычной жизни.

Источник: http://dengoroda-nn.ru/ot-serdtsa-k-serdtsu/budushchee-dlya-solnechnykh-detej