Поделиться

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГРУЗИИ: БОРЬБА ЗА ПРАВА И ПРИНЦИПЫ

Об инклюзивном образовании в Грузии заговорили не так давно. Еще десять лет назад родители детей с особенными потребностями предпочитали скрывать их, считая, что не имеет смысла бороться. Многие даже не знали такое понятие, как инклюзивное образование.

Грузия подписала и ратифицировала конвенцию ООН о правах лиц с ограниченными возможностями, принятую Генеральной ассамблеей 13 декабря 2006 года. Согласно этой конвенции, страны-участники признают право лиц с ограниченными возможностями на образование. Для реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей власти обязаны обеспечивать этих людей инклюзивным образованием на всех уровнях и в течение всей жизни.

БОРЕЦ ЗА ПРАВА СВОЕГО РЕБЕНКА

В Грузии за права детей с ограниченными возможностями в основном борются сами родители. Именно родительницы-активистки, которые лучше всех знакомы с правами своих детей, не сдаются ни на минуту, чтобы разрушить существующие в обществе стереотипы и дать шанс своим и не только своим детям на социализацию.

Борьбу продолжает и Мари Коркотадзе, родительница 9-летнего мальчика. У ее сына Даты аутизм (болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром — прим.ред.). Он обожает английский язык и компьютер, уже может играть с одноклассниками, общаться с детьми. Давид проделал огромные шаги и добился больших результатов благодаря маме и школе.

Мари рассказала Sputnik Грузия, как ей пришлось прокладывать путь своего сына к школе, изменилось ли отношение общества к детям с особыми потребностями, и перед какими вызовами стоят эти дети и их родители сегодня.

«Мой сын ходит в государственную школу, у него есть спецпедагог, который сидит рядом с ним и в течение трех уроков помогает ребенку как можно эффективнее включиться в учебный процесс. Однако для всего этого я очень много боролась», — рассказала Коркотадзе.

ВАЖНА ИНФОРИТРОВАННОСТЬ

Коркотадзе советует всем родителям хорошо ознакомиться с теми правами, которые есть у их детей. Чем больше они будут информированы, тем лучше смогут защитить права своих детей.

По ее словам, перед началом регистрации в школе, родители должны обратиться к министерству образования и науки Грузии, чтобы специалисты оценили ребенка и признали его учеником с особенными потребностями. На основе этого у родителей уже есть право потребовать для своего ребенка спецпедагога.

«Когда я за десять дней до начала учебы выяснила, что спецпедагог для моего сына не был назначен, я, безусловно, была очень обеспокоена, на Facebook написала статус, которым заинтересовались журналисты, и спустя десять дней после того, как они подключилась, был объявлен конкурс и подобран спецпедагог», — отметила Коркотадзе, добавив, что в буквальном смысле приходится заставлять государство выполнить взятые на себя обязательства.

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ НА ДЕТЕЙ С ОВЗ

Несмотря на то, что Дате и его маме пришлось столкнуться с определенными проблемами в школе, они все сумели преодолеть. У мальчика хорошая классная руководительница, школа пошла на пользу ее сыну, который сделал большой прыжок в саморазвитии и самовыражении.

«У моего ребенка есть свой индивидуальный учебный план, и он следует этому плану. Самое главное достижение — это то, что мой ребенок в социуме, он играет со своими одноклассниками в догонялки, чего раньше он делать не мог и даже не понимал принцип всего этого. Ведь самой большой их проблемой является то, что они не могут войти в контакт с людьми», — подчеркнула Коркотадзе.

Радикально изменились и одноклассники Даты. По крайней мере, так утверждает классная руководительница. Они уже не такие, какими были в первом классе, стали более заботливыми, отзывчивыми, а это заслуга того, что рядом с ними учится ребенок с ограниченными возможностями.

«Недавно Дата сказал мне на полуанглийском-полугрузинском, что ненавидит реабилитационный центр, ненавидит учителя, ненавидит школу, а потом остановился и сказал, что нет, школу он любит. Вы не представляете, что это для нас значит», — сказала Коркотадзе, отметив, что Дата уже правильно выражает свои мысли и говорит, когда у него что-то болит, а также сумел войти в контакт с совершенно чужими детьми.

Бывают случаи, когда в детских садах или школах дети с ограниченными возможностями сталкиваются с презрением. Как бы ни боролись их родители, отношение определенной части общества к этим детям оставляет желать лучшего. Есть родительницы, которые выражали недовольство в связи с тем, что рядом с их здоровыми детьми учатся «нездоровые» и мешают им заниматься.

«Те родители, которые говорят, что наши дети все равно ничему не учатся и мешают другим, отнимают у них будущее, отнимают все то добро, которое может дать школа, чтобы они сумели сформироваться как личности», — сказала Коркотадзе.

ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями каждый день нуждаются в разных медицинских сервисах и методах укрепления физического состояния. Как правило, это нужно им каждый день в течение всей жизни.

Например, в терапии речи, кстати, час которой стоит 40 лари (более 16 долларов) дети с аутизмом, синдромом Дауна нуждаются каждый день. Однако обеспечить детей этим сервисом, даже решив финансовые проблемы, в Грузии сложно. Дело в том, что спрос большой, а профессиональных специалистов мало.

Мэрия Тбилиси приобрела новые микроавтобусы для школьников с ОВЗ
Дети с ОВЗ также нуждаются в плавании, в оккупационной терапии — занятия в сенсорной комнате, которая регулирует восприятие окружающей среды. Проблем пока много, но уже хорошо, что в последние годы удалось добиться того, что дети с особенными потребностями сидят в одном классе с другими учениками.

ПОЗИЦИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ ГРУЗИИ

Корреспондент Sputnik Грузия связался с главой управления развития инклюзивного образования министерства образования и науки Грузии Экой Дгебуадзе, которая рассказала, что инклюзивное образование – это один из инструментов интеграции детей с ОВЗ.

По ее словам, в Грузии существуют спецшколы, однако зачисление учеников в них строго контролируется, министерство старается, чтобы как можно больше детей учились в обычных школах.

На сегодняшний день в Грузии существует всего восемь школ-пансионатов. Один открыт для учеников с тяжелыми и глубокими интеллектуальными нарушениями, две функционируют для незрячих и слабовидящих, три для глухих и слабослышащих и четыре для учеников с эмоциональными и поведенческими нарушениями.

На вопрос, как должны поступить родители и куда они должны обращаться в том случае, если права их детей в школе нарушены, Дгебуадзе ответила, что не может вспомнить ни одного подобного факта, который произошел бы в школах страны.

«Наша обязанность защитить их права в школьной среде…также существуют другие институции, которые работают над вопросами защиты прав человека», — отметила Дгебуадзе, добавив, что отношение общества к детям с ОВЗ улучшилось по сравнению с прошлыми годами.

По ее словам, ведомство обеспечивает соответствующей средой детей с ОВЗ, чтобы они без препятствий могли сдавать экзамены. Школы адаптированы для детей с особенными потребностями, существует и программа обслуживания транспортом. Что касается обучения на дому, то по словам Дгебуадзе, это крайняя форма, которую может предложить система образования ученику.

Педагоги в Национальном центре профессионального развития проходят специальную переподготовку, чтобы эффективно работать с детьми с ОВЗ. В том случае если дети с ОВЗ становятся успешными учениками, то онм могут принять участие в олимпиадах и разных состязаниях.

В Грузии нет точных статистических данных, сколько именно лиц с ограниченными возможностями проживет в стране, однако известно, что 6,6 тысяч детей включены в программу инклюзивного образования.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/