Безусловно, пока не во всех столичных учебных учреждениях Москвы руководители внутренне приняли позицию Департамента образования города Москвы о необходимости инклюзивного образования: внешне, на словах согласились – приказ начальства, как ни выполнить! А на деле продолжают под любыми предлогами отталкивать «особых детей», закрывая им путь к полноценному образованию – как в обычных школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Знайте: если вашего ребенка не принимают в какой-либо коллектив лишь на том основании, что он «не такой как все», смело просите руководство школы или учреждения дополнительного образования написать вам отказ в письменном виде: «Мы не принимаем Иванова Васю в кружок «Умелые руки» потому что Вася странный, не такой как все дети». И с этим письменным отказом идите в окружное Управление образования, и заодно продублируйте и отправьте письменный отказ в Департамент образования города Москвы – тогда ваш призыв о помощи точно не останется без ответа. Более того, как только вы потребуете выдать отказ в письменном виде, к вашему чаду резко изменится отношение: с него тут же начнут сдувать пылинки. Ни в какой Департамент обращаться не придется! Потому что все знают: уважительное отношение к инвалидам провозглашено на уровне Президента РФ, и прошедший 2010 год не случайно был объявлен Годом инвалида. Значит, пришло время менять в обществе отношение к людям с ограниченными физическими или умственными возможностями.
Так что боритесь за права своего ребенка. Ищите людей, учителей, директоров школ, которые скорее проявят понимание и сочувствие. Действуйте в соответствие с библейской заповедью: «Стучите, и вам откроют». Вы непременно найдете людей, которые по внутреннему убеждению согласятся на этот самоотверженный труд – обучать сложного ребенка.
Не принимают в школу? Идите в суд
Разумеется, амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные способности и возможности вашего ребенка.
Бывают очень сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря языком учителей – «неуправляемые». Они срывают урок всему классу, полностью берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками. Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в соответствие со своим диагнозом. Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже!
Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством. |