Координационный совет по делам детей-инвалидов при ОП РФ проводит интернет-опрос родителей детей-инвалидов по вопросам доступности для них образования. Результаты будут представлены в Минобрнауки.
«Мы собираем информацию, чтобы получить достоверную картину того, как в регионах соблюдается Закон об образовании в отношении детей с инвалидностью или ОВЗ, и имеющие к этому отношение подзаконные акты, насколько удовлетворены оказанием образовательных услуг родители, как они оценивают их качество, в чем главные проблемы, — рассказала порталу Милосердие.ru сопредседатель КС по делам детей-инвалидов при ОП РФ Елена Клочко.
— В данном случае мы говорим не о необходимости принятия каких-то новых законов и правил – а о том, чтобы соблюдались уже существующие.
Результатом проведения опроса, данные которого будут переданы в министерство, должны стать решения в регионах, улучшающие ситуацию. В ответ на неудовлетворенность родителей должны приниматься конкретные меры.
Опрос идет уже достаточно давно, но хочется собрать больше фактов, которые будут подтверждать наши слова.
Мы видим, что чаще всего родители указывают на низкое качество заключений ПМПК, на неудовлетворенность ими. Второе место занимает выполнение уже полученных на ПМПК рекомендаций. Значительная часть говорит про отсутствие специалистов, в первую очередь, тьюторов, также дефектологов, логопедов, психологов.
Основные факторы, негативно влияющие на ситуацию с обеспечением образовательных прав – это, во-первых, отсутствие мотивации для образовательных учреждений принимать детей с инвалидностью и ОВЗ, поскольку в большинстве регионов их обучение финансируется без повышающего коэффициента. Во-вторых, это нехватка кадров, подготовленных для работы с такими детьми.
Изначально в нашем законе об образовании заложен неверный подход, увязывающий инклюзию с медицинским диагнозом, использующий термин «ограниченные возможности здоровья». В результате в ряде регионов мы видим в работе ПМПК преобладающую роль медиков, в частности – психиатров, которые определяют возможности обучения ребенка исходя из его диагноза. И если, например, в регионе предпочитают не диагностировать аутизм – дети с аутизмом оказываются в коррекционных школах, где условия для них совершенно не подходят. Такого удалось бы избежать, если бы речь шла не о диагнозах, а о конкретных ограничениях и связанных с ними особых потребностях при обучении.
Полученные данные уже были представлены на круглом столе в Совете Федерации, который также, видимо, примет резолюцию по вопросам обеспечения права на образование для детей с ограничениями.
Источник: https://www.miloserdie.ru/news/roditelej-detej-invalidov-prosyat-rasskazat-minobrnauki-o-dostupnosti-obrazovani/