В Беларуси и других странах Восточной Европы существует сильная стигматизация инвалидности. Родителям настоятельно рекомендуют сделать аборт в случае, если наблюдается дородовая патология, например синдром Дауна. При появлении на свет малыша с особыми потребностями родителям часто советуют отдать его в детдом, как будто люди не в состоянии самостоятельно воспитывать ребенка с инвалидностью. Доминирует «дефектология»: детей делят на «обучаемых» и «необучаемых»; тот, кого считают «необучаемым», обречен на жизнь в интернате. «Дефект» человека становится его определяющей характеристикой.
Детей с ограниченными возможностями отправляют в интернаты, где они зачастую живут до 30 лет. Некоторые из них никогда не покинут систему — это процесс сложный и медленный. Интернаты принимают самых разных людей, которых в других европейских странах не подвергли бы институционализации. Это дети с синдромом Дауна или эпилепсией, с легкой формой детского церебрального паралича и ВИЧ, слепые и глухие, аутисты, дети с обезображенным лицом и особыми потребностями в образовании.
В белорусских интернатах предоставляют очень мало физиотерапевтической помощи или помощи в образовании; почти нет возможностей для отдыха и развлечений. Здесь не соблюдают право на личную жизнь, а романтические отношения между теми, кто тут находится, запрещены. Интеграция в местное сообщество практически отсутствует, а самые физически сохранные жители интернатов выезжают из учреждений лишь изредка — в основном когда поездки организовывают международные волонтеры.
Многие интернаты расположены в сельской местности, в нескольких часах езды на машине, практически без доступа к общественному транспорту. Все интернаты огорожены забором либо стеной. Такое разделение — метафора того, как воспринимают инвалидность в Беларуси: ее не понимают, поэтому будет лучше, если ее спрячут.