Случчанка Татьяна Михайловна позвонила в редакцию «Кур’ера» и рассказала историю, которая её даже заставила плакать.
«Это произошло в пятницу, 22 июня, на остановке «Аптека», примерно в 16.20. Я ждала свой автобус, — рассказала читательница. — Из роллета «Коммунарки» вышел мальчик лет 13, сразу было видно, что он с синдромом Дауна. Ребёнок начал истошно кричать: «Мама, мама! Где моя мама?». Мамы нигде не было. Мальчик обежал вокруг роллета и опять стал звать маму. Люди, ожидавшие автобус, уже заволновались.
Несколько женщин, в том числе и я, подошли к мальчику и начали расспрашивать: «Где ты живёшь? Как тебя зовут? Как ты тут оказался?» На все вопросы ребёнок отвечал «не знаю», кричал и звал маму. Мы решили, что, может, в кармане у него записка с адресом, попросили показать, что в карманах. Но этим ещё больше напугали мальчика. К остановке подъезжали один за одним автобусы, и ребёнок бегал к каждому и кричал. Мы просто не знали, что делать.
Тут подошёл мужчина и сказал, что видел, что группа детей с особенностями развития в сопровождении женщины играла на тренажёрах, за остановкой. Потом он видел, как эта женщина оставила мальчика у роллета, сказав: «Стой тут, жди маму».
Прошло 25 минут, у ребёнка паника. Мы позвонили в милицию, сказали, что на остановке мальчик с синдромом Дауна, он один и мы не знаем, что делать.
Через пару минут мальчик увидел маму на другой стороне улицы — около кинотеатра. Он бросился к ней, чуть не попал под машину. Мы удержали его, мама перешла дорогу. И подошла к своему сыну.
Кто-то из женщин сделал ей замечание, что, мол, нельзя оставлять такого ребёнка одного на улице. Эта мама как начала на нас орать: «Что вы лезете? Какое ваше дело?»
Мы все просто остолбенели. Всякое бывает в жизни, сказала бы «спасибо», что не остались равнодушными.
Я села в подъехавший автобус, и просто слёзы на глаза навернулись. Стараешься помочь, не остаёшься равнодушным, а тебя грязью поливают. Как поступать людям в такой ситуации?»
Как вести себя с человеком с синдромом Дауна
Как правильно общаться с «солнечными детьми», рассказывает Алла Капская,педагог-психолог Слуцкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
- Воспринимать людей с синдромом Дауна как обычных людей. Давайте будем лучше обращать внимание не на их ограничения, а на их возможности. Некоторые из них могут делать то, чему мы с вами можем учиться долгие годы. Они могут аккуратно и кропотливо выполнять ручную работу, например, поделки из бисера, идеально сервировать стол. Меня бы хватило на полчаса. Люди с синдромом Дауна могут красиво рисовать, танцевать, быть прекрасными актёрами, участвовать в конкурсах красоты.
- При общении с людьми с синдромом Дауна помнить, что они испытывают те же чувства, что и мы с вами. Они улыбчивые, радостные, но бывает, что грустят, обижаются и злятся. Они ранимы и легко улавливают неискренность.
- Уважайте в них личность. Если вы общаетесь со взрослым человеком с синдромом Дауна, общайтесь с ним как со взрослым. Ничто человеческое им не чуждо. Они способны любить и дружить, могут разговаривать на различные темы.
- Если это ребёнок, то он ничем не отличается от других детей, бывает добрым, озорным, ласковым, вредным или шустрым.
- Чтобы эти люди вас легче смогли понять, используйте невербальные формы коммуникации: жесты, мимику. Они очень восприимчивы к этому.
- Не зацикливайтесь на том, что у него есть какой-то синдром. Это просто человек, которому нужно ваше внимание. Помните, люди с синдромом Дауна хотят, как и все мы, чтобы их любили, уделяли им внимание и принимали такими, какие они есть.